Когда нужно прибегнуть к оценке малого бизнеса?
Бизнес – это актив, который периодически нужно подвергать оценке. Оценивают бизнес не только при покупке/продаже, но и при для получения кредита в банка, расширении числа партнеров, продаже акций, разделе и т.д. Чтобы правильно управлять своим бизнесом и не допускать повышения рисков, необходимо четко представлять его ценность.
Главными параметрами при оценке бизнеса считаются:
- активы;
- коэффициент;
- оценка рыночной стоимости;
- приоритеты ценности.
Перед оценкой необходимо объективно и логически представить бизнес, исключая эмоции. На первом этапе лучше провести SWOT-анализ, дающий понимание о процессах и практиках принятия решений, приводящих к успехам и неудачам.
10 веских причин для оценки эффективности малого бизнеса
- Количественно оценить сильные и слабые стороны, определить какие риски и угрозы могут появиться.
- Провести SWOT-анализ стартапа, чтобы использовать реальные количественные показатели эффективности.
- Оценить уровень выполнения бизнес-плана, принятого ранее. Сравнить текущую производительность и эффективность в прошлом.
- Создать значимый бизнес-план на основе точных данных.
- Обучение и разработка новых целей.
- Измерение эффективности малого бизнеса имеет значение для согласования интересов сотрудников и заинтересованных сторон.
- Контроль проведенных бизнес-операций. Обеспечение бесперебойной работы бизнеса.
- Контроль качества и количества ресурсов, повышение по службе и зарплаты сотрудников, труд которых наиболее эффективен. Аналогично, понижение в должности сотрудников, которые работают малоэффективно.
- Учет и предоставление данных для финансовой отчетности и налогообложения.
- Разработка плана финансирования малого бизнеса при расширении.
Какие методы применяются
- Просчет коэффициента – соотношения между рыночной стоимостью компании и ее ежемесячной прибылью в чистом виде. Для этого анализируется средняя стоимость подобных фирм в вашей нише. Формируется выборка по компаниям (6-10) и просчитывается среднее значение.
- Оценка активов. Все имеющиеся активы (материальные и особенно нематериальные) выражаются в денежном эквиваленте и суммируются, определяя конечную стоимость бизнеса. На этом этапе может проводится финансово-экономическая экспертиза. В бизнесах, где много активов, но результат их работы нулевой или отрицательный, определяется стоимость каждого актива, суммируется, из общей суммы вычитается величина обязательств фирмы.
- Определение рыночной стоимости. Предложения о продаже готового бизнеса вашей ниши тщательно мониторятся, исследуется средняя рыночная стоимость, проводится бухгалтерская экспертиза. При этом реальная сумма продажи может быть значительно меньше – по согласованию сторон.
- Метод аукциона. Итоговую стоимость устанавливают на уровне минимальной рыночной стоимости и предлагают нескольким заинтересованным покупателям. Важно правильно оценивать целевую аудиторию, чтобы сделать компанию привлекательной именно для данной выборки бизнеса.
- Приоритет ценности. Вычислить, чем ценен бизнес для покупателей, чтобы правильно представить конкурентные преимущества и увеличить стоимость. Покупатель оценивает отсутствие слабостей и рисков.