При оформлении кредита в банке распространенным действием является предоставление имущества в залог. Чтобы не повышать риски, важно правильно оценить имущество для адекватной банковской ссуды.
Оборудование является одним из четырех видов имущества, которое банки берут в качестве обеспечения по кредитам. По статистике его используют в 7-10 % случаев.
Вопрос оценки имущества, в частности, оборудования, для целей залога часто включается в обсуждения на конференциях и форумах оценщиков. Остро стоит вопрос адекватной оценки в условиях дефолта заемщиков, возврата выданных банковских ссуд.
В практике оформления залога часто ставятся вопросы:
Существует два варианта оформления:
Невысокая популярность предоставления оборудования в залог связана с высоким риском утраты залога, сложностями в определении стоимости, рисками снижения стоимости оборудования в залоговое время. В течение срока кредитования при использовании может нарастать износ, поэтому могут быть ошибки в оценке стоимости имущества.
Но плюсов гораздо больше:
Ликвидность имущества показывает, насколько быстро его можно реализовать, сколько времени на это потребуется. Научным языком ликвидность оборудования характеризуется сроком экспозиции объекта оценки.
Банки обязательно интересуются не только рыночной стоимостью, но и ликвидностью, а оценщики обязаны указывать такие данные в качестве характеристики объектов. Расчетный срок рыночной стоимости покажет срок экспозиции на открытом рынке.
От чего зависит ликвидность оборудования?
Существует множество характеристик, которые это показывают:
Для ликвидного оборудования нет проблем на открытом рынке конкурентов, при наличии спроса и предложения.
Это должно быть серийное оборудование, предназначенное для большого круга потребителей, с активным рынком. Из-за множества цено-образующих параметров применяются специфические методы определения оценочной стоимости. При оценке чаще всего применяются не доходный метод, а сравнительный и затратный подходы. Плюс относительную сложность составляет сложность определения износа, с учетом стоимости бренда.